Мы переименовались!
Экспертный центр Югополис теперь называется CENTRIKA (Центрика). Добро пожаловать!

Оценка профессиональных рисков в 2022 году становится обязательной

09 Февраля 22

1 марта 2022 году в силу вступит Федеральный закон № 311-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации». Одно из главных изменений, которое касается всех юрлиц — обязательность проведения оценки профессиональных рисков теперь закреплена в Трудовом Кодексе РФ. В соответствии со статьей 214 ТК РФ каждый работодатель должен обеспечить систематическое выявление профессиональных рисков  на рабочих местах, их регулярный анализ и оценку

Специалисты по охране труда предсказывали это нововведение давно, так как Государственная инспекция по труду при проведении контрольных мероприятий уже проверяет оценку профессиональных рисков у работодателей, поэтому некоторые компании к нему уже готовы. Если вы еще не до конца разобрались с тем, как проводить оценку, рассказываем об этом статье.

Что включает в себя оценка рисков и можно ли провести ее самостоятельно

Оценка профессиональных рисков — это определение вероятности причинения вреда здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей.  После того, как опасные факторы  определены, а вероятности возможных последствий просчитаны, работодатель обязан разработать и внедрить мероприятия, которые минимизируют риски.

Вы можете самостоятельно оценить риски без привлечения специалистов по охране труда или нанять сторонних экспертов. Порядок проведения оценки уже установлен пунктом 33 Приказа Минтруда от 19.08.2016г. № 438н. Оценка состоит из создания положения в СОУТ, обнаружения реальных и потенциальных опасностей, оценивания уровня профессиональных рисков и снижения этого уровня. Также Минтруда предоставляет рекомендации по тому, как именно нужно проводить оценку. 

Для того чтобы выявить риски, нужно оценивать все помещения, материалы, рабочие места и зоны, оборудование и инструменты, процессы и т.д. 

Как проводить оценку?

Профессиональные риски оценивают в четыре этапа:

1. Создание раздела Положения о СОУТ с порядком оценки, сбор комиссии

В рамках Положения нужно разработать и утвердить классификатор рисков, который будет учитывать особенности деятельности компании. На этом же этапе специалист по охране труда выбирает методику, по которой будет выявлять и оценивать риски. Можно анализировать информацию об опасности (например, состав вредных веществ и их влияние на организм), наблюдать за опасностями, исследовать их и т.д., прогнозировать сценарии, в которых есть вероятность возникновения опасной ситуации. Методы можно совмещать. В ГОСТ Р 58771-2019 “Менеджмент риска. Технологии оценки риска” прописано более 30-ти методов, по которым оценивают риски.

Руководитель должен создать комиссию, состав которой будет зависеть от специфики производства, но в ней обязательно должны участвовать действующие работники предприятия. 

2. Выявление опасностей и рисков

Комиссия составляет перечень опасностей, которые есть на предприятии, руководствуясь п.34,35 Приказа №438н. Здесь учитывается то, как компания работает в штатном режиме, а также как будут действовать сотрудники в случае аварии. На этом же этапе сотрудники дают обратную связь: рассказывают, что по их мнению небезопасно на производстве. Опасности описывают по их локализации, условиям возникновения, влиянию на сотрудников и другим важным факторам.

По итогу должны быть учтены все вредные факторы и потенциальные угрозы, которые оказывают/могут оказывать воздействие на работников. 

3. Оценка уровня рисков, которые выявила комиссия.

В законе нет четкого алгоритма, по которому нужно оценивать риски, поэтому каждое предприятие выбирает собственный способ оценки. Метод нужно выбрать в соответствии с ГОСТ Р 58771-2019. Выбранный метод должен подходить под особенности компании, которая его применяет. Здесь также оценивают вероятность возникновения опасности, тяжесть последствий, если опасная ситуация возникнет.

4. Создание и внедрение плана мероприятий, который поможет снизить риски. 

План мероприятий для снижения рисков включает в себя необходимые технические и организационные мероприятия,  консультации и обучение сотрудников, а также отчет о проведенных мерах, который утверждает работодатель. 

В результате оценки должен быть составлен Отчет об оценке профессиональных рисков, который включает в себя:

  • Приказ о создании комиссии;
  • Положение о системе управления профессиональными рисками (как часть Положения о системе управления охраной труда на предприятии);
  • Карты оценки профессиональных рисков на каждое рабочее место;
  • Реестр оцененных рисков;
  • Реестр приоритетных рисков;
  • План мероприятий по корректировке рисков.

Обратиться за оценкой профессиональных рисков можно к профильной компании.

В таком случае заключается договор на оценку профессиональных рисков и специалисты данной организации проводят все работы и оформляют отчет.

Что будет, если риски не оценить? 

Если выяснится, что оценка рисков не была проведена, на должностные лица могут наложить штраф от 2 000 до 5 000 рублей, а работодателя могут оштрафовать на сумму от 50 000 до 80 000 рублей по ч. 1 ст 5.27.1 КоАП.

Заказать бесплатный расчет стоимости

Оставьте заявку и эксперт свяжется с вами в течение 15 минут.

Наш канал на YouTube
Получайте практические советы по охране труда на свой email

Новости

Спасибо за заявку Эксперт свяжется с вами в течение 15 минут
Сервис обратного звонка RedConnect